Музыкальная критикаПариж чествует великую Иветт ШовиреБлистательной французской балерине исполнилось 80 лет. По этому случаю Парижская Опера устроила в фойе Дворца Гарнье большую фотовыставку, экспозиция которой включила более шестидесяти уникальных фотографий из личной коллекции балерины, которые дают достаточно полное представление о звездной карьере великой француженки. А на сцене Дворца Гарнье состоялся гала-спектакль "В честь Иветт Шовире".Русский Телеграф / Четверг 19 февраля 1998 О том, как возникла идея чествования Шовире, она рассказала сама: "Это случилось прелестно. В 1995 году мы были приглашены в мэрию, где Жак Ширак вручал награду Клод Бесси. Здороваясь со мной, он спросил: "Мадемуазель Шовире, как вам удается всегда быть такой молодой и очаровательной?" Юг Галь, генеральный интендант Парижской Оперы, что-то добавил на эту же тему. А я ответила, что через два года буду отмечать свои восемьдесят. Они мне не поверили -- но решили это отпраздновать".
Четырехчасовое гала началось, конечно же, с "Жизели" -- сценического талисмана великой балерины. Затем были показаны документальный фильм о карьере Шовире, хореографическая поэма "Истар" и "Большое классическое па": их, специально для Шовире, создали соответственно Серж Лифарь и Виктор Гзовский. Гала венчал Grand defile на музыку Берлиоза (в постановке Лифаря 1946 года), в котором участвовала вся труппа, а также ученики балетной школы при Парижской Опере -- всего около 300 человек.
Шовире выглядела фантастически: она появилась в центральной ложе в длинном серебристом платье, поверх которого развевалась парчовая мантия кораллового цвета с крупными розами. Виновницу торжества сопровождали знаменитые дамы Франции -- министр культуры Катрин Тротман, балетные этуали прошлого Зизи Жанмер и Клод Бесси, интендант Оперы Юг Галь, а также хореограф Ролан Пети и первый танцовщик Оперы 50--60-х годов Сириль Атанасов. Элитарная парижская публика стоя приветствовала национальное сокровище Франции.
К дню чествования Шовире Опера вернулась к старой редакции "Жизели". Балету вернули декорации и костюмы, выполненные по эскизам Александра Бенуа. "Администрация Оперы предоставила все, что я попросила для этого вечера", -- сказала новорожденная. Первый акт "Жизели" танцевала Элизабет Морен, а на второй акт театр пригласил Моник Людьер. По мнению Шовире, в этой партии она -- само совершенство, и в самом деле ее танец стал главным событием "Жизели" в этот вечер. В нем было столько полетности и отрешенного волшебства, что дивное видение оказалось для публики шоком: Моник Людьер околдовала всех в несколько секунд, и как только она исчезла в кулисах, зал взорвался бурей оваций. Часто в ее хрупких позах виделся несравненный облик легендарной Спесивцевой, когда-то танцевавшей здесь Жизель. К чувствам фантастического восхищения искусством Людьер, однако, примешивалось искреннее сожаление: в 40 лет, в расцвете уникального таланта, она была вынуждена покинуть труппу, подчиняясь жесткому возрастному цензу Парижской Оперы.
После демонстрации документального фильма о коронных партиях Шовире был исполнен балет Лифаря "Истар". В декорациях и костюмах Льва Бакста ожила древняя легенда об ассирийской богине, освобождающей из ада своего возлюбленного Сына Жизни. Раскрывая одну за другой семь дверей, она отдает каждому стражнику свое украшение или одежду; семь виртуозных вариаций в филигранном исполнении Изабель Герен -- этуали труппы -- вновь обрели пленительные чары Истар--Шовире.
В "Большом классическом па" Обера с особым шиком выступили молодые звезды труппы. Вариации Аньес Летестю струились легко и свободно, Хосе Мартинес танцевал необычайно воздушно, пружинисто-мягко и элегантно: его вариации были так великолепны, что красавец испанец был признан лучшим танцовщиком гала.
Программу вечера завершал знаменитый Grand Defile, представивший публике всю труппу. Эта грандиозная манифестация исполняется в Парижской Опере очень редко, и только по особо значимому поводу. Для этого на сцене убирают заднюю стену, глубина пространства вырастает до 46 метров, и взору из зала открывается знаменитое зеркальное "танцевальное фойе". Именно там и начинается дефиле.
В белоснежных костюмах мягким балетным шагом на сцену выходят шестерками вначале ученицы школы Парижской Оперы, затем появляются танцовщицы труппы -- в последовательности, соответствующей их артистическим рангам. Между четверками солисток выходят этуали в сверкающих диадемах. Вслед за женской группой идут мальчики и юноши, потом танцовщики, солисты и этуали-мужчины. В финале дефиле в "танцевальном фойе" вспыхнула огромная люстра, и оттуда на сцену вышла Иветт Шовире.
Она была поразительно молода, свежа и очаровательна. Легкая, грациозная и взволнованная, Шовире излучала свет такой жизненной силы, что, казалось, могла бы сама исполнить в этом гала все свои роли.
Иветт Шовире -- парижская этуаль послевоенной эпохи, первая ярко выраженная этуаль парижского балета в 40-е годы, годы его возрождения. Ее историческая роль в балете во многом сродни исторической роли Марии Каллас в опере. Из книги Вадима Гаевского "Дивертисмент": "Как художник, как личность, Иветт Шовире -- явление французского театра 40--50-х годов. Она преобразила традиционный исполнительский стиль. Блеск виртуозности она дополнила драматической патетикой жеста. Она внесла в балет интеллектуальную проблематику середины века. И она же вернула балету переживание, придав дистиллированному неоклассицизму Сержа Лифаря сладость и горечь французской мелодрамы. При этом бульварная манера ей была совершенно чужда. По духу она пуританка. Ей был свойствен особый стилистический пуризм. Она очистила сам воздух Гранд-Опера, годами не проветривавшийся воздух. Заслуг Иветт Шовире много, не перечесть".
Иветт Шовире в фильме "Умирающий лебедь" (1937); автор фото --SEEBERGER (CNMHS)
Иветт Шовире в финале Grande defile на сцене Парижской Оперы -- автор ВИКТОР ИГНАТОВ |