Музыкальная критикаИ Бах с нами!Не новый и не старый, а вечныйМосковский Комсомолец / Суббота 24 июня 2000 Такого Баха мы еще не слышали. Да и был ли это Бах? Даже сам Иоганн Себастьян, чей компьютерный портрет нависал над залом, делал удивленные глаза, выворачивая их от круглых до квадратных.
В нескольких шагах от академических консерваторских стен, в Англиканской церкви Св. Андрея разыгрались "Страсти по Матфею-2000". По своей эффектности, новизне и оригинальности эти новые "Страсти" далеко задвинули всех, кто причисляет себя к авангардной и концептуальной элите.
Что это такое? Это группа "Opus Posth" под управлением Татьяны Гринденко и ансамбль древнерусской духовной музыки "Сирин" Андрея Котова, капелла Музея "Московский Кремль" Геннадия Дмитряка, детская хоровая капелла Марии Струве и Ансамбль ударных инструментов Марка Пекарского. В "Страстях по Матфею-2000" есть все, чтобы потрясти до основания консервативный взгляд на Баха, и многое из того, что входит в понятие современная музыка, поэзия, танец, дизайн. Это экран, на котором возникают смешные тексты, звучащие под знакомые мелодии, вроде траурного марша Шопена или "В лесу родилась елочка". А все хором, такое незатейливое караоке - "Долго мы ждали прихода Христа", - подпевают. Это танцевальные композиции современных танцевальных трупп ("Провинциальные танцы" и "ПОВ.С.ТАНЦЫ"), неожиданно входящие в музыкальное пространство. Или вдруг возникающий из телевизионного монитора "завернутый" облик концептуалиста Д.А.Пригова.
Но кроме стихотворных всхлипов Пригова есть и настоящие поэтические откровения - Геннадия Айги, Ольги Седаковой. А еще неожиданные для Баха инструменты - гитара Дмитрия Чеглакова, аккордеон Эвелины Петровой. А еще, конечно, музыка. Она написана разными композиторами, которые на баховскую музыкальную идею наращивают свое музыкальное "мясо". При этом счастливо избегая двух опасностей, всегда подстерегающих в подобных проектах, - подобострастия и пародии. Отдельные фрагменты коллективных "Страстей по Матфею" звучат красиво, поражая своей искренностью и чистотой. Таким откровением стал финал первого отделения, когда зазвучала ария со считалочкой на стихи Ольги Рожанской.
Вообще все первое - это неожиданность и восторг. Чего не скажешь о втором, когда действо драматургически и музыкально зависает, никуда не развиваясь. А те концептуальные штучки, которые еще совсем недавно принимались с энтузиазмом, при повторах теряли свою привлекательность. Но общее впечатление от "Страстей по Матфею-2000" остается высоким. Думается, если бы их слышал сам Бах, он оценил бы и идею "Страстей", и то, как красиво они были разыграны. Современные русские композиторы: Алексей Айги, Иван Великанов, Александр Вустин, Вячеслав Гайворонский, Андрей Дойников, Сергей Загний, Павел Карманов, Алексей Ларин, Владимир Мартынов, Владимир Николаев, ТПО Композитор, Борис Филановский, Юрий Ханин, Дмитрий Чеглаков, Алексей Шульгин, Александр Щетинский, Ираида Юсупова |