Музыкальная критикаАдрес статьи: http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=892&pub_id=1120946&rubric_id=207&crubric_id=100442 В поисках другого пространстваЗавершился Второй фестиваль актуальной музыкиКультура / Четверг 08 июля 2010 Второй московский международный фестиваль актуальной музыки "Другое пространство" завершился в Московской филармонии. В течение пяти дней в Камерном зале, в фойе КЗЧ (именуемом организаторами "Craft_холлом") и даже на крыше Филармонии (а это - "Roof_холл") проходили концерты в режиме non stop - ежедневно по пять часов музыки без антракта. И все же, несмотря на такой напряженный график, страстные энтузиасты новой и новейшей музыки нашлись, причем в количестве, достаточном для заполнения вышеперечисленных "других пространств". Камерный зал филармонии уже зарекомендовал себя как экспериментальная площадка; в главном же филармоническом зале проекты фестиваля принципиально не проводились. Организаторы ищут другое пространство бытования современной музыки, хотя сама эта музыка не является чем-то бесспорно другим по отношению к современной музыкальной сцене. В течение сезона на концертных площадках столицы уже были опробованы практически все проекты из серии "Живая дорожка". Кроме того, приглашенные коллективы демонстрировали свои "хиты" - скажем, у Ансамбля Дмитрия Покровского это "Мотет" Сергея Беринского, у "Студии новой музыки" - "Чевенгур" Владимира Тарнопольского. Основная часть фестивальных программ была вполне филармонического формата - авангард и поставангард, постмодернизм, минимализм и новая простота; среди композиторских имен немало классиков или почти классиков прошедшего и нынешнего столетий - Яннис Ксенакис, Дьердь Лигети, Хельмут Лахенман, Анри Дютийе, Филип Гласс, Стив Райх, Георг Пелецис, Александр Щетинский, Александр Раскатов, Николай Корндорф, Владимир Мартынов, Александр Вустин... Поэтому в какие-то моменты закономерно возникал вопрос: а так ли необходимо сидеть в фойе или на крыше, если рядом пустует вместительный концертный зал? Впрочем, что касается крыши, то это был экспериментальный концерт-акция исключительно для журналистов. Вооружившись зонтиками, они пытались спастись от палящего солнца и расслышать Гнесинское трио перкуссионистов, которому пришлось играть на открытом воздухе без какого-либо усиления. На крышу умудрились затащить тяжеленные маримбы, вибрафон, барабаны и прочую перкуссию - звучали сочинения Кейко Абе, Небойши Живковича, Пола Голдстауба. Слегка перефразируя московского музыкального критика Дмитрия Ухова, можно сказать: Фестиваль "Другое пространство" открылся при ясной погоде, и было видно... на полстолетия назад. Следующий концерт того же дня, который прошел в фойе КЗЧ, собственно, и был официальным стартом фестиваля. Все началось с мини-оперы Владимира Кобекина "Счастливый принц" по Оскару Уайльду, исполненной в концертной версии (Государственный академический камерный оркестр России с солистами). Опера эта впервые была поставлена в Екатеринбургском оперном театре в начале 1990-х, но сегодня уже воспринимается как некий архивный материал. Затем в том же фойе - две программы, посвященные современным композиторам России и Франции, что в Год Франции в России и России во Франции, несомненно, актуально. Конечно, такую - предельную - концентрацию событий выдерживали не все. Тем не менее вечерний проект "Думая о Хлебникове" участника легендарного трио "ГТЧ", перкуссиониста Владимира Тарасова собрал почти аншлаг, правда, в Камерном зале. Тарасову удалось найти неожиданное пересечение самой природы перкуссии и хлебниковской (шире - футуристической) поэзии. И все это - только в первый день фестиваля... По всей видимости, "Другое пространство" сейчас занимает нишу почившей четыре года назад "Альтернативы". Правда, иностранная составляющая пока минимальна (из представителей дальнего зарубежья - французский пианист Артур Ансель и испанский ансамбль современной музыки "Grupo Enigma", которых хедлайнерами не назовешь). Но по общей направленности новый форум актуальной музыки так же, как и в свое время "Альтернатива", пытается себя противопоставить музыкальному истеблишменту, современному академизму. И делает это в том числе посредством заказов наиболее перспективным композиторам написать актуальную, другую музыку. С точки зрения организаторов фестиваля, это прежде всего молодые авторы, составляющие творческое объединение "МолОт" (Молодежное отделение Союза композиторов России). Среди них - Даниил Власов, Георгий Дорохов, Вероника Затула, Андрей Зеленский, Любовь Терская, Ярослав Судзиловский, Ольга Шайдуллина. Их новые опусы звучали в исполнении нового коллектива на московской сцене - ансамбля "Галерея актуальной музыки" ("ГАМ-Ансамбля"). Собственно музыка сопровождалась видеорядом, инсталляциями, а также пластикой двух актеров-мимов. Казалось бы, в этом синтезе искусств авторы стремились воскресить древнейший синкретизм. Однако в отличие от синкретического мышления, в проекте "МолОта" разные виды искусства не сливались в некое неразделимое целое. Нельзя сказать, что в музыкальных идеях объединения "МолОт" слышится что-то экстремально новое, если, конечно, не считать актуальной музыкой "Манифест" для стульев Георгия Дорохова, где трое исполнителей, включая самого автора, методично ломают стулья, причем делают это молотом, топором и пилой прямо на паркете фойе КЗЧ. Еще одну программу, в той или иной мере оправдавшую название фестиваля, тоже представили в фойе, пространство которого было перестроено специально для новейшей музыки. Мировые, российские и московские премьеры (всего 19 произведений) были озвучены тремя ансамблями, специализирующимися на современной музыке. Это московская "Студия новой музыки", украинский ансамбль "Nostri Temporis" и еще один московский коллектив - ансамбль "ХХ век". Пожалуй, наиболее эффектной была программа композиторского объединения "Пластика звука". Пластика, впрочем, не только музыкальная, но и визуальная: публика была окружена пятью большими экранами, на которые в режиме on line проецировалось видео играющих за этими экранами музыкантов, а также партитуры, разнообразные абстракции и даже немой фильм Мана Рэя "Оставьте меня в покое". Живую дорожку к фильму для виолончели соло (партия виолончели - Сергей Асташонок) написал арт-директор фестиваля Олег Пайбердин. Средствами одного струнного инструмента композитору удалось детально передать каждый кадр, и в этом была своя оригинальность. Хотя иногда от буквального следования за визуальным рядом накапливалась некоторая усталость. Если говорить о проекте "Живая дорожка", то самым значимым событием в этом жанре стал показ еще одного сюрреалистического фильма 1920-х годов - "Андалузского пса" Луиса Бунюэля, созданного в соавторстве с Сальвадором Дали. Новую музыку к фильму написал председатель Ассоциации современной музыки Виктор Екимовский. Его "дорожка" уже сама по себе совмещала и музыкальное, и визуальное: это ироничный и очень остроумный инструментальный театр. Так что публика могла созерцать и сам фильм, и его театрализованную интерпретацию музыкантами "ГАМ-Ансамбля". А в последний день фестиваля Ассоциация современной музыки праздновала свое 20-летие. К слову, Московский ансамбль современной музыки, тесно сотрудничавший с ассоциацией на протяжении этих двух десятилетий и принимавший участие в программе (она называлась "АСМ есть"), в нынешнем году празднует такой же юбилей. Поэтому было бы логично отметить сразу два юбилея. Концептуальность проекта заключалась в том, чтобы показать музыку первой АСМ 1920-х годов и музыку второй ассоциации, воссозданной Эдисоном Денисовым в 1990-м. И надо сказать, что далеко не все сочинения композиторов первой ассоциации представлялись наивными в сравнении с АСМ-2. Те, кто регулярно следит за событиями в области новой музыки, вряд ли вынесли из программ фестиваля нечто принципиально новое и другое. Конечно, публика имела возможность услышать и блестящие исполнительские коллективы, и замечательных солистов, но даже премьеры сочинений молодых композиторов стилистически были вполне предсказуемы, а их идеи и эксперименты - локальны. Хотя не откажешь в удачно найденном образе и изобретательности произведениям Антона Сафронова, Александра Хубеева, Алексея Сысоева, Любови Терской. А вообще, конечно, такой фестиваль необходим - ведь он создает определенную среду, условия для появления действительно другой, новой музыки. Современные русские композиторы: Сергей Вилка, Даниил Власов, Александр Вустин, Георгий Дорохов, Вероника Затула, Андрей Зеленский, Владимир Кобекин, Николай Корндорф, Станислав Маковский, Владимир Мартынов, Олег Пайбердин, Георгий Пелецис, Александр Раскатов, Антон Сафронов, Ярослав Судзиловский, Алексей Сысоев, Владимир Тарасов, Владимир Тарнопольский, Любовь Терская, Александр Хубеев, Ольга Шайдуллина, Александр Щетинский |