посмотретьПавел Карманов - Cambridge music Credo quartet. Премьера: Кембридж, 2008

посмотретьПетя и Волк и не только - спектакль Московского театра кукол Сергей Прокофьев. "Петя и Волк". Петр Поспелов. "Петя и Волк - 2". Автор идеи

посмотретьЛеонид Десятников - Second hand "Отзвуки, транскрипции, посвящения" Концерт в Малом зале СПБ Филармонии 16.10.2010 Artstudio "TroyAnna"

посмотретьПавел Карманов - Forellenquintet NoName Ensemble 2012 Дир. Марк Булошников. Безухов-кафе, Нижний Новгород

посмотретьПетр Поспелов - Петя и Волк 2 Продолжение музыкальной сказки С.С.Прокофьева. Российский национальный оркестр. Дирижер Владислав Лаврик. Рассказчик Александр Олешко


посмотретьВладимир Тарнопольский - Jenseits der Schatten Ансамбль musicFabrik, дирижер Вольфганг Лишке


посмотретьПетр Поспелов - Жди меня на слова Константина Симонова (1941). Лиза Эбаноидзе, сопрано. Семен Гуревич, скрипка. Петр Поспелов, фп.

посмотретьВладимир Николаев. Танцы вокруг банановой кожуры Экскурс в прошлое. На заре увлечения электроникой. Симпатичная электронная вещица из далеких разбойных 90-х

посмотретьПетр Поспелов. Внук пирата. 3. Ария Тани «Платформа». Винзавод, 29.11.2013

посмотретьВладимир Мартынов - Войдите! (части 1, 2) Татьяна Гринденко, скрипка Ансамбль Opus Posth

посмотретьLeonid Desyatnikov - Tango Eva Bindere - violin Maxim Rysanov - viola Peteris Cirksis - violoncello Leonid Desyatnikov

посмотретьГеорг Пелецис - Владимир Мартынов. Переписка Алексей Гориболь, Полина Осетинская. Дом музыки

посмотретьПавел Карманов - Семь минут до Рождества Эрмитажный театр 14.01.2011 Иван Бушуев, флейта. Марина Катаржнова, скрипка. Владислав Песин, скрипка. Лев Серов

посмотретьЛеонид Десятников - По канве Астора Екатерина Апекишева, фп. Роман Минц, скрипка Максим Рысанов, альт Кристина Блаумане, виолончель

посмотретьЛеонид Десятников - Свинцовое эхо на стихи Дж.М.Хопкинса, 1990 Уильям Пьюрфой, контратенор Роман Минц, скрипка Сергей Полтавский, альт Евгений


посмотретьПетр Поспелов - Мне Бригитта скажет Слова и музыка Петра Поспелова Исполняют Елизавета Эбаноидзе и Семен Гуревич. За роялем -

посмотретьPavel Karmanov - The City I Love and Hate - in Perm Dyagilev fest 2013 Alexei Lubimov,Elena RevichVadim TeyfikovSergey PoltavskiIgor BobovichLeonid BakulinOrgel Hall Perm, RussiaDyagilev fest 2013CULTURESCAPESFestival, Baselcomissionedlisten and

посмотретьЛеонид Десятников - Эскизы к Закату Секстет для скрипки, флейты, кларнета, контрабаса и фортепиано

посмотретьВстреча с Леонидом Десятниковым Дягилевский фестиваль 2015 Модератор: Елена Черемных, музыкальный критик

посмотретьПавел Карманов - GreenDNK в БЗК Татьяна Гринденко и Opus Posth. Большой зал консерватории

посмотретьPavel Karmanov - Twice a Double concerto 3-04-11 fine sound Olga Ivousheykova - baroque fluteMaria Chapurina - FlutePaolo Grazzi - baroque oboe Alexei Utkin

посмотретьПетр Поспелов – Грузинская песня "Ожерелье". Слова народные, перевод Яна Гольцмана Елизавета Эбаноидзе, голос Кирилл Уманский, фп. Сортавала, Дом


посмотретьВладимир Мартынов - Дети выдры Хуун_Хуур-Ту Opus Posth п/у Татьяны Гринденко Хор «Млада» (Пермь) Фрагменты премьеры в Перми, 17

посмотретьPavel Karmanov - THE WORD in BZF, St-Peterburg Youth chamber choir of St.Peterburg's Philharmonic society by Yulia Khutoretskaya. Павел Карманов - "СЛОВО"

посмотретьПетр Поспелов - Селима и Гассан Симфонический триптих. Концертный зал Чайковского. Финал Конкурса композиторов YouTube 2010

посмотретьЛеонид Десятников - Зима священная 1949 года: VI - Спорт Симфония для солистов, хора и оркестра (1998) Симфонический оркестр Виннипега, солисты и хор Дирижер

посмотретьПавел Карманов - «День Первый» для смешанного хора и чтеца. Максим Новиков (альт), Евгения Лисицына (орган). Молодежный камерный хор

посмотретьВладимир Мартынов - Этюд «На пришествие героя» Одиннадцатый Фестиваль Работ Владимира Мартынова, 10.03.2012, ДОМ

Другие видео

Музыкальная критика



В поисках другого пространства

Завершился Второй фестиваль актуальной музыки

Культура / Четверг 08 июля 2010
Второй московский международный фестиваль актуальной музыки "Другое пространство" завершился в Московской филармонии. В течение пяти дней в Камерном зале, в фойе КЗЧ (именуемом организаторами "Craft_холлом") и даже на крыше Филармонии (а это - "Roof_холл") проходили концерты в режиме non stop - ежедневно по пять часов музыки без антракта. И все же, несмотря на такой напряженный график, страстные энтузиасты новой и новейшей музыки нашлись, причем в количестве, достаточном для заполнения вышеперечисленных "других пространств".
Камерный зал филармонии уже зарекомендовал себя как экспериментальная площадка; в главном же филармоническом зале проекты фестиваля принципиально не проводились. Организаторы ищут другое пространство бытования современной музыки, хотя сама эта музыка не является чем-то бесспорно другим по отношению к современной музыкальной сцене. В течение сезона на концертных площадках столицы уже были опробованы практически все проекты из серии "Живая дорожка". Кроме того, приглашенные коллективы демонстрировали свои "хиты" - скажем, у Ансамбля Дмитрия Покровского это "Мотет" Сергея Беринского, у "Студии новой музыки" - "Чевенгур" Владимира Тарнопольского. Основная часть фестивальных программ была вполне филармонического формата - авангард и поставангард, постмодернизм, минимализм и новая простота; среди композиторских имен немало классиков или почти классиков прошедшего и нынешнего столетий - Яннис Ксенакис, Дьердь Лигети, Хельмут Лахенман, Анри Дютийе, Филип Гласс, Стив Райх, Георг Пелецис, Александр Щетинский, Александр Раскатов, Николай Корндорф, Владимир Мартынов, Александр Вустин... Поэтому в какие-то моменты закономерно возникал вопрос: а так ли необходимо сидеть в фойе или на крыше, если рядом пустует вместительный концертный зал?
Впрочем, что касается крыши, то это был экспериментальный концерт-акция исключительно для журналистов. Вооружившись зонтиками, они пытались спастись от палящего солнца и расслышать Гнесинское трио перкуссионистов, которому пришлось играть на открытом воздухе без какого-либо усиления. На крышу умудрились затащить тяжеленные маримбы, вибрафон, барабаны и прочую перкуссию - звучали сочинения Кейко Абе, Небойши Живковича, Пола Голдстауба.
Слегка перефразируя московского музыкального критика Дмитрия Ухова, можно сказать: Фестиваль "Другое пространство" открылся при ясной погоде, и было видно... на полстолетия назад. Следующий концерт того же дня, который прошел в фойе КЗЧ, собственно, и был официальным стартом фестиваля. Все началось с мини-оперы Владимира Кобекина "Счастливый принц" по Оскару Уайльду, исполненной в концертной версии (Государственный академический камерный оркестр России с солистами). Опера эта впервые была поставлена в Екатеринбургском оперном театре в начале 1990-х, но сегодня уже воспринимается как некий архивный материал. Затем в том же фойе - две программы, посвященные современным композиторам России и Франции, что в Год Франции в России и России во Франции, несомненно, актуально. Конечно, такую - предельную - концентрацию событий выдерживали не все. Тем не менее вечерний проект "Думая о Хлебникове" участника легендарного трио "ГТЧ", перкуссиониста Владимира Тарасова собрал почти аншлаг, правда, в Камерном зале. Тарасову удалось найти неожиданное пересечение самой природы перкуссии и хлебниковской (шире - футуристической) поэзии. И все это - только в первый день фестиваля...
По всей видимости, "Другое пространство" сейчас занимает нишу почившей четыре года назад "Альтернативы". Правда, иностранная составляющая пока минимальна (из представителей дальнего зарубежья - французский пианист Артур Ансель и испанский ансамбль современной музыки "Grupo Enigma", которых хедлайнерами не назовешь). Но по общей направленности новый форум актуальной музыки так же, как и в свое время "Альтернатива", пытается себя противопоставить музыкальному истеблишменту, современному академизму. И делает это в том числе посредством заказов наиболее перспективным композиторам написать актуальную, другую музыку. С точки зрения организаторов фестиваля, это прежде всего молодые авторы, составляющие творческое объединение "МолОт" (Молодежное отделение Союза композиторов России). Среди них - Даниил Власов, Георгий Дорохов, Вероника Затула, Андрей Зеленский, Любовь Терская, Ярослав Судзиловский, Ольга Шайдуллина. Их новые опусы звучали в исполнении нового коллектива на московской сцене - ансамбля "Галерея актуальной музыки" ("ГАМ-Ансамбля"). Собственно музыка сопровождалась видеорядом, инсталляциями, а также пластикой двух актеров-мимов. Казалось бы, в этом синтезе искусств авторы стремились воскресить древнейший синкретизм. Однако в отличие от синкретического мышления, в проекте "МолОта" разные виды искусства не сливались в некое неразделимое целое. Нельзя сказать, что в музыкальных идеях объединения "МолОт" слышится что-то экстремально новое, если, конечно, не считать актуальной музыкой "Манифест" для стульев Георгия Дорохова, где трое исполнителей, включая самого автора, методично ломают стулья, причем делают это молотом, топором и пилой прямо на паркете фойе КЗЧ.
Еще одну программу, в той или иной мере оправдавшую название фестиваля, тоже представили в фойе, пространство которого было перестроено специально для новейшей музыки. Мировые, российские и московские премьеры (всего 19 произведений) были озвучены тремя ансамблями, специализирующимися на современной музыке. Это московская "Студия новой музыки", украинский ансамбль "Nostri Temporis" и еще один московский коллектив - ансамбль "ХХ век". Пожалуй, наиболее эффектной была программа композиторского объединения "Пластика звука". Пластика, впрочем, не только музыкальная, но и визуальная: публика была окружена пятью большими экранами, на которые в режиме on line проецировалось видео играющих за этими экранами музыкантов, а также партитуры, разнообразные абстракции и даже немой фильм Мана Рэя "Оставьте меня в покое". Живую дорожку к фильму для виолончели соло (партия виолончели - Сергей Асташонок) написал арт-директор фестиваля Олег Пайбердин. Средствами одного струнного инструмента композитору удалось детально передать каждый кадр, и в этом была своя оригинальность. Хотя иногда от буквального следования за визуальным рядом накапливалась некоторая усталость.
Если говорить о проекте "Живая дорожка", то самым значимым событием в этом жанре стал показ еще одного сюрреалистического фильма 1920-х годов - "Андалузского пса" Луиса Бунюэля, созданного в соавторстве с Сальвадором Дали. Новую музыку к фильму написал председатель Ассоциации современной музыки Виктор Екимовский. Его "дорожка" уже сама по себе совмещала и музыкальное, и визуальное: это ироничный и очень остроумный инструментальный театр. Так что публика могла созерцать и сам фильм, и его театрализованную интерпретацию музыкантами "ГАМ-Ансамбля".
А в последний день фестиваля Ассоциация современной музыки праздновала свое 20-летие. К слову, Московский ансамбль современной музыки, тесно сотрудничавший с ассоциацией на протяжении этих двух десятилетий и принимавший участие в программе (она называлась "АСМ есть"), в нынешнем году празднует такой же юбилей. Поэтому было бы логично отметить сразу два юбилея. Концептуальность проекта заключалась в том, чтобы показать музыку первой АСМ 1920-х годов и музыку второй ассоциации, воссозданной Эдисоном Денисовым в 1990-м. И надо сказать, что далеко не все сочинения композиторов первой ассоциации представлялись наивными в сравнении с АСМ-2.
Те, кто регулярно следит за событиями в области новой музыки, вряд ли вынесли из программ фестиваля нечто принципиально новое и другое. Конечно, публика имела возможность услышать и блестящие исполнительские коллективы, и замечательных солистов, но даже премьеры сочинений молодых композиторов стилистически были вполне предсказуемы, а их идеи и эксперименты - локальны. Хотя не откажешь в удачно найденном образе и изобретательности произведениям Антона Сафронова, Александра Хубеева, Алексея Сысоева, Любови Терской. А вообще, конечно, такой фестиваль необходим - ведь он создает определенную среду, условия для появления действительно другой, новой музыки.

посмотретьПетр Поспелов. Внук пирата. 6. Свадебный гимн «Платформа». Винзавод, 29.11.2013

посмотретьПетр Поспелов - Призыв БСО им. П.И.Чайковского Дирижер Владимир Федосеев 29.12.2010, Дворец на Яузе, Москва


посмотретьТатьяна Герасимёнок - The Smell of Roses (2015) «Платформа». Винзавод, 29.11.2013


посмотретьВладимир Николаев - Игрища Музыкальное представление Видео с концерта фестиваля «Другое пространство». Москва. 20 июня

посмотретьТатьяна Герасимёнок - BOHEMIAN ALGAE (2017) "Bohemian Algae" is the Sacred Ritual of the Holy Trinity. Preface: "The world –

посмотретьВстреча с Леонидом Десятниковым Дягилевский фестиваль 2015 Модератор: Елена Черемных, музыкальный критик

посмотретьПавел Карманов - Forellenquintet NoName Ensemble 2012 Дир. Марк Булошников. Безухов-кафе, Нижний Новгород

посмотретьЛеонид Десятников - Лето: Толотная из цикла "Русские сезоны" (2003)

посмотретьПавел Карманов - Funny Valentine для альта и арфы (2012) Максим Новиков, Валентина Борисова. Звук - Александр Волков, Александр Михлин. (c) Maxim Novikov 2013

посмотретьПавел Карманов - GreenDNK в БЗК Татьяна Гринденко и Opus Posth. Большой зал консерватории

посмотретьPavel Karmanov – Musica con Cello – with New Russia State orchestra Boris Andrianov (Cello), Ksenia Bashmet (Piano), Andrey Ivanov (Bass), Vartan Babayan (drums) "New Russia"

посмотретьПавел Карманов - Cambridge music Владилав Песин, скр. Максим Новиков, альт Ольга Демина, влч. Петр Айду, фп. Видео и

посмотретьПетр Поспелов - Искатели жемчуга в Яузе Кантата для сопрано, облигатной трубы, ансамбля и камерного оркестра Москва, Дворец на Яузе, 31.12.2011.

посмотретьТатьяна Герасимёнок - The Creed (2015) Кантата для сопрано, облигатной трубы, ансамбля и камерного оркестра Москва, Дворец на Яузе, 31.12.2011.

посмотретьАлександр Вустин - Приношение для фортепианного квартета и ударных. Wiener Konzerthaus 17 февраля 2005, впервые исполнено ансамблем Kremerata

посмотретьВладимир Мартынов - Дети выдры Хуун_Хуур-Ту Opus Posth п/у Татьяны Гринденко Хор «Млада» (Пермь) Фрагменты премьеры в Перми, 17

посмотретьПавел Карманов - Cambridge music Таллинн, Eesti musika paevad. Ася Соршнева, скрипка. Марина Катаржнова, альт. Петр Кондрашин, влч. Петр

посмотретьПетр Поспелов – Бог витает над селом – Стихи Тараса Шевченко Лиза Эбаноидзе, сопрано. Наталия Рубашкина, меццо-сопрано. Анастасия Чайкина, скрипка. Людмила Бурова, фортепиано Концерт памяти


посмотретьSergey Khismatov - To the left II | souvenir No name ensemble cond. Mark Buloshnikov

посмотретьЛеонид Десятников - Подмосковные вечера Главная тема фильма Обработка для скрипки и струнного ансамбля Романа Минца Роман Минц, скрипка

посмотретьВладимир Мартынов - Войдите! (части 3, 4) Татьяна Гринденко, скрипка Ансамбль Opus Posth

посмотретьPavel Karmanov - THE WORD in BZF, St-Peterburg Youth chamber choir of St.Peterburg's Philharmonic society by Yulia Khutoretskaya. Павел Карманов - "СЛОВО"

посмотретьЛеонид Десятников - Second hand "Отзвуки, транскрипции, посвящения" Концерт в Малом зале СПБ Филармонии 16.10.2010 Artstudio "TroyAnna"

посмотретьPavel Karmanov - Innerlichkeit - Photos by astronaut A_Skvortsov Pavel Karmanov - Innerlichkeit , Photos by astronaut A. Skvortsov Peter Aidu (Piano), Ivan

посмотретьПавел Карманов - Подарок самому себе на день рождения Андрей Усов - Алексей Толстов - Вадим Холоденко 23.01.2012 Архиповский зал, Москва

посмотретьЛеонид Десятников - Колхозная песня о Москве из к/ф «Москва» New Era Orchestra (Киев). Дирижер Татьяна Калиниченко Киев, Гогольфест, Сентябрь 2010


посмотретьПетр Поспелов - Призыв. Фрагмент репетиции Владимир Федосеев, БСО им. Чайковского. 2010. ГДРЗ


Другие видео