Музыкальная критикаАльтернатив стало большеАктуальная музыка на московских фестиваляхИзвестия / Понедельник 14 мая 2001 Весна в Москве -- пора фестивалей современной музыки. С большим успехом прошел в Консерватории "Московский форум", немало музыкальных премьер проводит Всемирная театральная олимпиада, в центре "Дом" открылась "Альтернатива", долгие годы бывшая самым передовым фестивалем, а теперь спокойно существующая в ряду столь же передовых собратьев. "Я никак не хочу определять отличия "Альтернативы" от других фестивалей, -- сказал перед открытием куратор центра "Дом" Николай Дмитриев, -- просто замечу, что девиз "Авангард на пересечении техно и этно", под которым прошел "Московский форум", раньше могла себе позволить только "Альтернатива". Успех завершившегося фестиваля "Московский форум" не объяснишь только тем, что вход на него был бесплатным: раньше тоже билетов за деньги не продавали, но все равно в зале сидела только кучка консерваторских профессоров, при том что выступали на "Форуме" лучшие европейские силы. Теперь, что ни день -- аншлаг, и все принимается с восторгом. Яблоку негде упасть на концерте талантливых учеников Марка Пекарского, исполняющих сложнейшие вещи Штокхаузена и Ксенакиса для сольных ударных, и публика вне себя от счастья, хотя знатоки в зале и ворчат, что к оригинальному тексту названных композиторов прозвучавшее имеет мало отношения. Петербуржец Борис Филановский проводит с ансамблем "Студия новой музыки" открытую репетицию, мало обращая внимания на слушателей, -- и это тоже воспринимается с интересом. Исполняются консерваторцы Сюмак и Курляндский, перспективные ставленники руководителя фестиваля Владимира Тарнопольского, уверенно пишущие сложным европейским почерком, -- следуют заслуженные овации. Звучит музыка руководителей дружественных фестивалей в Питере и Казани, значительно более водянистая, -- тоже успех. Далее следуют компьютерные эксперименты Андрея Смирнова, в одном из которых сам Тарнопольский появляется опутанный проводами и датчиками, а биопотенциалы, идущие из его мозга, превращаются в электроакустическую музыку -- полный восторг. Можно только удивляться тому, что успех никак не связан с качеством звучащей музыки, и констатировать, что организаторы "Московского форума" блестяще сделали свою работу и нашли ключ к современному слушателю, предпочитающему постмодернистскую свалку узко академическому пуризму. Можно и нужно также отметить реальные победы на этом пути: завершал фестиваль великолепный концерт Ансамбля Покровского. Спустя несколько лет после смерти своего бывшего руководителя, этот коллектив потерял половину участников, пережил спад, а теперь обрел новую высоту. Пожалуй, он теперь (наряду в первую очередь с ансамблем "Опус Пост" Татьяны Гринденко) -- один из немногих коллективов, кто способен держать большую аудиторию чисто современным репертуаром: для ансамбля пишут ведущие московские композиторы -- Владимир Мартынов, Владимир Николаев, Ираида Юсупова, эмигрант Александр Раскатов, облекающие актуальную мысль в одежды русского фольклорного пения; раскопали "покровцы" и красивейший Мотет покойного Сергея Беринского. Раньше Ансамбль Покровского был героем сцены центра "Дом" и фестиваля "Альтернатива": теперь он законно поет на консерваторском "Форуме". "Альтернатива" же перестала быть чем-то исключительным: актуальная музыка вперемежку с этнической звучит в центре "Дом" круглый год, и "Альтернатива" стала лишь одним из проходящих там фестивалей. Это не поражение "Альтернативы", а ее победа: многолетними стараниями куратора фестиваля Дмитрия Ухова новейшие течения европейского авангарда прижились и обрели у нас постоянную прописку. Это не значит, что программа фестиваля не обещает новшеств: кураторы Николай Дмитриев и Сергей Загний, помогающие в этом году Ухову, везут в "Дом" неизвестных доселе Москве минималистов из Франции и Голландии. Но на открытии "Альтернативы" не было аншлага: известный венгерский концептуалист Тибор Семзе и его ансамбль "Гордиев узел" играли для скромного количества публики, которая спокойно и доброжелательно принимала получасовой "Трактат" на тексты Людвига Витгенштейна, перемежаемые задумчивым мычанием автора, и созерцала его пустотные антимонтажные фильмы, в процессе демонстрации которых музыканты вели тягостный инструментальный диалог с веселым кубинским пением и японской медитацией, изливавшимися с экрана. Современная музыка постепенно выходит из резервации, и пример тому -- музыкальная программа Театральной олимпиады. Исполнение "Апокалипсиса" Владимира Мартынова в костеле на Малой Грузинской не стало удачей: достоинства хорового колосса, выросшего из целого множества русских и западных духовных певческих традиций, не оказались выявлены ни акустикой, ни однообразным пением сводного эстонского хора, ни неловкими режиссерскими разводками Юрия Любимова. Однако в программе олимпиады -- еще целых три премьеры Мартынова в новом театральном здании Анатолия Васильева, а кроме них -- проект композитора Александра Бакши "Полифония мира" с участием Гидона Кремера и интернациональных исполнительских сил, концерт Страсбургских ударников и современная японская опера "Видение Лира" по Шекспиру в постановке Тадаши Судзуки. Стоит радоваться, что серьезная музыка нашего времени из альтернативы превращается в полноправного участника художественной жизни. ПОДПИСЬ: Мрачный минималист Тибор Семзе открыл фестиваль "Альтернатива" Современные русские композиторы: Дмитрий Курляндский, Владимир Мартынов, Владимир Николаев, Александр Раскатов, Алексей Сюмак, Владимир Тарнопольский, Борис Филановский, Ираида Юсупова |