Петр Поспелов - Двенадцатая ночь - Первая песня Оливии Стихи - Анна Алямова Оливия - Елизавета Эбаноидзе Анастасия Чайкина, скрипка Валерия

Петя и Волк и не только - спектакль Московского театра кукол Сергей Прокофьев. "Петя и Волк". Петр Поспелов. "Петя и Волк - 2". Автор идеи

Pavel Karmanov - The City I Love and Hate - in Perm Dyagilev fest 2013 Alexei Lubimov,Elena RevichVadim TeyfikovSergey PoltavskiIgor BobovichLeonid BakulinOrgel Hall Perm, RussiaDyagilev fest 2013CULTURESCAPESFestival, Baselcomissionedlisten and

Владимир Мартынов - Войдите! (части 5, 6) Татьяна Гринденко, скрипка Ансамбль Opus Posth

Владимир Николаев - Ave Maria для виолончели с оркестром (2006). Солист Дмитрий Чеглаков. Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» Дирижер

Владимир Тарнопольский - Jenseits der Schatten Ансамбль musicFabrik, дирижер Вольфганг Лишке

Владимир Николаев - Геревень, балет Телесюжет. Пермь, октябрь 2012

Татьяна Герасимёнок - Insomnia.Poison (2016) Телесюжет. Пермь, октябрь 2012

Александр Вустин - Памяти Бориса Клюзнера Для баритона и струнного квартета. 1977 На слова Юрия Олеши. Владимир Хачатуров, баритон. Струнный



Павел Карманов - Cambridge music Владилав Песин, скр. Максим Новиков, альт Ольга Демина, влч. Петр Айду, фп. Видео и

Татьяна Герасимёнок - The Smell of Roses (2015) Владилав Песин, скр. Максим Новиков, альт Ольга Демина, влч. Петр Айду, фп. Видео и

ТПО Композитор - Хор жалобщиков Санкт-Петербурга Музыка Петра Поспелова и Александра Маноцкова. Стихи Екатерины Поспеловой на основе жалоб горожан Санкт-Петербурга.

Леонид Десятников - Лето: Толотная из цикла "Русские сезоны" (2003)

Павел Карманов - Струнный кваРЕтет Таллинн, Eesti musika paevad. Владислав Песин, скрипка. Марина Катаржнова, скрипка. Ася Соршнева, альт. Петр

Владимир Николаев - Геревень, балет Пермский театр оперы и балета Хореограф - Раду Поклитару Художественный руководитель - Теодор Курентзис

Владимир Мартынов - Дети выдры Хуун_Хуур-Ту Opus Posth п/у Татьяны Гринденко Хор «Млада» (Пермь) Фрагменты премьеры в Перми, 17

О ВРЕДЕ ТАБАКА Опера по произведению А.П. Чехова. Ансамбль солистов "Эрмитаж", КМСО им. С.Т. Рихтера Художественный

Владимир Мартынов - Войдите! (части 3, 4) Татьяна Гринденко, скрипка Ансамбль Opus Posth

ТПО Композитор - Детские игры - Москва, "Возвращение", 2009 Музыка Петра Поспелова и Дмитрия Рябцева. Слова песни Екатерины Поспеловой. Для большого ансамбля

Владимир Мартынов - Этюд «На пришествие героя» Одиннадцатый Фестиваль Работ Владимира Мартынова, 10.03.2012, ДОМ

ТПО "Композитор" - Jeux d'enfants Детские игры - Музыка Петра Поспелова и Дмитрия Рябцева. Слова Екатерины Поспеловой -

Леонид Десятников - Свинцовое эхо на стихи Дж.М.Хопкинса, 1990 Уильям Пьюрфой, контратенор Роман Минц, скрипка Сергей Полтавский, альт Евгений

Леонид Десятников - Возвращение для гобоя, кларнета, двух скрипок, альта и виолончели Премьера на фестивале "Возвращение", январь 2007

Петр Поспелов – Грузинская песня "Ожерелье". Слова народные, перевод Яна Гольцмана Елизавета Эбаноидзе, голос Кирилл Уманский, фп. Сортавала, Дом


Павел Карманов - Cambridge music Таллинн, Eesti musika paevad. Ася Соршнева, скрипка. Марина Катаржнова, альт. Петр Кондрашин, влч. Петр

Sergey Khismatov - To the left II | souvenir No name ensemble cond. Mark Buloshnikov

Петр Поспелов - Пипо растельмоз Квартет имени Э. Мирзояна и Мария Федотова, флейта Первая скрипка - Арам Асатрян Вторая

Другие видео

Музыкальная критика



Три вида "Страстей"

Премьеры в Мариинском театре

Независимая газета / Вторник 26 июня 2001
Прологом к "Страстям" стала премьера только что созданной оперы "Царь Демьян" на сцене Малого драматического театра (в присутствии и Валерия Гергиева, и Льва Додина). "Царь Демьян" - сочинение сразу пяти композиторов (Вячеслав Гайворонский, Леонид Десятников, Владимир Николаев, Ираида Юсупова и аноним ТПО "Композитор"). Замысел разработал и соединил музыкальные фрагменты Петр Поспелов. Либретто написала Елена Поленова, внучка художника, для спектакля, который разыгрывали дети во время отдыха в Поленове. Сюжет взят из балаганной пьесы о царе Максимилиане, преследователе и мучителе христиан. Страсти здесь претерпевают Царевич и его защитники рыцари, протестующие против насаждения язычества. Само сочинение определено как "духовная опера в манере лубка и балагана". Опера соединяет академический речитатив и фольклорные цитаты, интерес к популярной песенной музыке и пародию на приемы классической оперы. В духе опер последнего времени наряду с традиционными голосами привлечены неакадемические певцы и обладатели редких контртенора и низкого баса; роль юноши-царевича поручена колоратурному сопрано.
В результате удачной постановочной работы в пролеткультовском стиле условно-развлекательных массовых представлений все сходится в единое полуторачасовое целое (режиссер Виктор Крамер, художник Александр Бродский). Царь Демьян (Михаил Петренко) управляет с трона-вышки, остальные герои распределены по сколоченным из реек клеткам на колесах в духе примитивного конструктивизма. Они создают иллюзию балаганной театральности. Сталкиваясь клетками, бьются два рыцаря, взявшись за руки и кружась (каждый в своей клетке), предаются любви языческие боги. Есть в опере и увертюра, и арии героев, и хоровые сцены. Оркестр Мариинского театра (дирижировал Александр Титов) обогащен балалайкой, гармошкой и т.д. Все же в целом носит характер юмористического назидания, когда веселый балаган сопровождает воспевание Христа-спасителя.
Сопоставление "Страстей" Тан Дуна и Губайдулиной на следующий вечер на сцене Мариинского дало необычайно сильный эффект. Общее лишь то, что оба отталкиваются от глубокого постижения тишины и воздействуют на слушателя без помощи поверхностных средств шумового давления. Тан Дун вовсю разрабатывает технику эмоционального воздействия природным звуком воды, камней, железа, обращается к сидящему в нас "человеку природы" и социально опытному животному. У Губайдулиной музыка выступает средством внушения слова, оно обращено к познающему "человеку культуры". "Страсти" Тан Дуна - обоснованная претензия на абсолютную новизну, Губайдулина же прослеживает путь творческого озарения Баха.
Китайский композитор Тан Дун, родившийся в 1957 году, учился в Пекине у профессора московской школы, а теперь сочиняет и зарабатывает признание в Америке. В Москве уже слышали его "Оперу призраков" в исполнении "Кронос-квартета". В ней американцы безуспешно пытались пробиться к восточной мистике с помощью инструментов европейских и восточных, звуков воды и просто криков. В "Страстях по Матфею" (оригинальное название "Water Passion after St. Matthew") результат аналогичных поисков грандиозен. В основе все тот же принцип чуткости к звуку, понимание мистики природы, свойственное восточному человеку. Но все при этом помещено в контекст американского культурного коктейля с его тенденцией "ярче и проще".
Больше всего поражает изобретение композитором новых источников выразительного звучания, связанных с водой. Вода - барабан (музыкант бьет по поверхности воды стаканчиками); вода - резонатор (полая стеклянная трубка по-разному озвучивает удар резиновой "подметкой" в зависимости от глубины погружения в воду, в воде затихает гудение металлической тарелки после проведения по ней смычком или удара барабанной палочкой, наконец, бульканье пузырьков воздуха из погруженной пустой бутылочки); вода - сам по себе звучащий инструмент, допускающий музыкантскую работу с ней просто руками с извлечением звука плеска. Звучат камни, стучащие друг о друга или резонирующие в полости рта. Кульминационный момент ("Смерть и землетрясение") создается шумом листов железа. Удивительно, что стоявший за пультом автор тщательно дирижировал такими исполнителями. Кроме того, Тан Дун привлек скрипача (Тод Рейнольдс) и виолончелистку (Майя Бейзер) - струнники играют смычком и пиццикато, вокальный дуэт баса (Стефан Брайан) и сопрано (Хизер Бак) - бас поет не только в академической манере, но использует и приемы восточного горлового (обертонового) пения, трех ударников (Дэвид Козин, Юрий Мищенко, Татьяна Черемухина) - они работают не только с водой, но и с литаврами, большим барабаном, колокольчиками, а также Петербургский камерный хор Николая Корнева - хористы и пели, и звонили, и стучали камешками.
Сочинение ярко. Но идея автора о соединении Евангелия с Водой - через Крещение (начальный эпизод оратории), и Камнем - через апостола Петра (эпизод отречения) не дает единого сплава. Плеск воды на концертной сцене еще не есть христианская символика воды. И потому весь евангельский пласт оратории обращается к существующей религиозной традиции - в данном случае, к американскому типу выражения религиозного чувства. В вокальных партиях проскальзывают бодрые ритмы госпелс и элегическая песня Христа в "Тайной вечере". Да и подсвеченные емкости с водой расставлены в виде креста, чтобы сразу стало все понятно. В финале ("Вода и воскрешение") все исполнители устремились к этим емкостям: звуки воды говорили о вечности земной природы, но не о вечной жизни.
Православные и русскоязычные "Страсти" Губайдулиной "цитируют" Баха своим мерным ритмом. Слушательское усилие для их восприятия сродни тому, которого требует Бах. Объяснение принципиальной идеи предпослано автором в аннотации: "русская" традиция не допускает драматургии событийной, как у Баха, и потому Губайдулина выстраивает драматургию духовную. Для этого ей послужил текст Евангелия от Иоанна и Откровения (Апокалипсиса). Композитор начинает и заканчивает одним: "В начале было слово... и слово было Бог". В интонациях хора это звучит как убежденное утверждение. В партии баса-повествователя пение приближено к дьяконской манере бесстрастного чтения Евангелия во время православного богослужения. Строгого распределения партий между лицами нет: за Христа, например, поют и бас, и тенор (Виктор Луцюк). Непрерывный рассказ пронизан апокалиптическими пророчествами хора, а также целыми эпизодами Апокалипсиса в исполнении баритона и сопрано (Наталья Корнева). И потому за "Положением во гроб" следует финал "Семь чаш гнева".
Описать музыку Губайдулиной гораздо сложнее, чем "Страсти" Тан Дуна. Она избегает каких бы то ни было авангардистских новаций. Акустически обыграно распределение партий между двумя хорами: камерный на сцене, а большой размещен в боковых ложах партера. Ужас происходящего лишь в отдельные моменты выплескивается в громе оркестра и органа, в плаче трубы или раскатах большого барабана. "Апокалипсис" требует максимума от певца-баритона, но евангельская линия часто излагается басом и хором вообще без сопровождения. В эпизоде "Шествие на Голгофу" использован говор хора для создания объема сомневающейся толпы. В целом же возникает ощущение, что для Губайдулиной здесь полностью слились "что" и "как", то есть удивительный сценарий ее "Страстей" и способы его озвучивания. Ей не требуется описание чувств свидетелей происходящего, как у Баха в его хорах и ариях, - состояние свидетельства должно рождаться у каждого слушателя, внимающего музыке и слову. Потому, говоря об исполнении, надо учитывать его особые задачи.
От баса Геннадия Беззубенкова потребовалось огромное мастерство вокалиста-художника. В свое время поразив совершенством своей работы в вагнеровском "Парсифале", он достиг еще одной вершины. Дирижер Валерий Гергиев здесь не интерпретировал музыку, а служил чуткой опорой и стержнем для всего исполнительского массива.
Многие (особенно иностранцы) покидали зал задолго до конца, и прием этих "Страстей" не сравним с энтузиазмом после Тан Дуна. Но это был тот успех, который вообще не подлежит измерению аплодисментами.
Санкт-Петербург

Pavel Karmanov - THE WORD in BZF, St-Peterburg Youth chamber choir of St.Peterburg's Philharmonic society by Yulia Khutoretskaya. Павел Карманов - "СЛОВО"

Леонид Десятников - Путешествие Лисы на Северо-Запад для сопрано и симфонического оркестра на стихи Елены Шварц. Солистка - Венера Гимадиева (сопрано).

Леонид Десятников - Лето: Толотная из цикла "Русские сезоны" (2003)

Павел Карманов - Cambridge music Credo quartet. Премьера: Кембридж, 2008

Павел Карманов - GreenDNK в БЗК Татьяна Гринденко и Opus Posth. Большой зал консерватории

Петр Поспелов - Призыв. Фрагмент репетиции Владимир Федосеев, БСО им. Чайковского. 2010. ГДРЗ

Петр Поспелов – Грузинская песня "Ожерелье". Слова народные, перевод Яна Гольцмана Елизавета Эбаноидзе, голос Кирилл Уманский, фп. Сортавала, Дом

Владимир Мартынов - Войдите! (части 3, 4) Татьяна Гринденко, скрипка Ансамбль Opus Posth


Леонид Десятников - Second hand "Отзвуки, транскрипции, посвящения" Концерт в Малом зале СПБ Филармонии 16.10.2010 Artstudio "TroyAnna"

Леонид Десятников - Возвращение для гобоя, кларнета, двух скрипок, альта и виолончели Премьера на фестивале "Возвращение", январь 2007


Владимир Николаев - Сквозь разбитые стекла (фрагмент) Оркестр MusicAeterna. Дирижер Валентин Урюпин. Пермь. Дягилевский фестиваль. 27 мая 2013

Pavel Karmanov - Twice a Double concerto 3-04-11 fine sound Olga Ivousheykova - baroque fluteMaria Chapurina - FlutePaolo Grazzi - baroque oboe Alexei Utkin

Татьяна Герасимёнок - BOHEMIAN ALGAE (2017) "Bohemian Algae" is the Sacred Ritual of the Holy Trinity. Preface: "The world –

Владимир Николаев - Ave Maria для виолончели с оркестром (2006). Солист Дмитрий Чеглаков. Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» Дирижер

Леонид Десятников - Подмосковные вечера Главная тема фильма Обработка для скрипки и струнного ансамбля Романа Минца Роман Минц, скрипка


Владимир Мартынов - Stabat Mater Ансамбль Opus posth Хоры "Сирин" и "Алконост" п/у Татьяны Гринденко

Владимир Мартынов - Стена сообщений (бриколаж) - Часть 1 Выступление на презентации книги "Время Алисы" Центральный Дом Художника 11.06.2010 Пятый московский международный открытый

Петр Поспелов. Внук пирата. 3. Ария Тани «Платформа». Винзавод, 29.11.2013


Павел Карманов - Cambridge music Владилав Песин, скр. Максим Новиков, альт Ольга Демина, влч. Петр Айду, фп. Видео и

Петр Поспелов - Зимняя ночь на стихи Бориса Пастернака Лиза Эбаноидзе, сопрано Семен Гуревич, скрипка Анастасия Чайкина, скрипка Никита

Царица Эмма Слова Екатерины Поспеловой Музыка Петра Поспелова Солисты, хор и оркестр театра "Новая опера" Вставной

ТПО "Композитор" - Jeux d'enfants Детские игры - Музыка Петра Поспелова и Дмитрия Рябцева. Слова Екатерины Поспеловой -

Петр Поспелов - Жди меня на слова Константина Симонова (1941). Лиза Эбаноидзе, сопрано. Семен Гуревич, скрипка. Петр Поспелов, фп.

Pavel Karmanov Second Snow on the Stadium by Kevork Mourad - Maxim Novikov - Petr Aidu Maxim Novikov Arts Production— в Spring Music Academy.

Александр Вустин - Памяти Бориса Клюзнера Для баритона и струнного квартета. 1977 На слова Юрия Олеши. Владимир Хачатуров, баритон. Струнный

Петр Поспелов - Мне Бригитта скажет Слова и музыка Петра Поспелова Исполняют Елизавета Эбаноидзе и Семен Гуревич. За роялем -

Павел Карманов - Forellenquintet NoName Ensemble 2012 Дир. Марк Булошников. Безухов-кафе, Нижний Новгород

Георгий Пелецис - Владимир Мартынов. Переписка Номер 10 (Мартынов): Полина Осетинская, фп.

Другие видео