Музыкальная критикаАдрес статьи: http://gzt.ru/culture/2004/05/20/014900.html Питерцы нынче в ценеКомпозитор Юрий Красавин - ГАЗЕТЕГазета / Четверг 20 мая 2004 - Поздравляю, это прорыв в твоей карьере - постановка балета в Большом... - Я думал, последние пятнадцать лет в Большом театре вообще никого не ставили из ныне живущих. Вдруг узнал: ставили балет Жукова к пушкинскому юбилею. Вот сейчас в афише Большого снова живые - я и Пярт. А в будущем сезоне появится опера Лени Десятникова. - И ты, и Леня - питерские композиторы. Это кое о чем говорит? - А что? Как в администрации президента - питерцы нынче в цене. - Какова предыстория возникновения этого балета? - Предыстория хитрая. В 1993 году я написал музыку к фильму Юры Борисова "Мне скучно, бес" - такие сюрреалистические рекомпозиции Бетховена. Фильм получился, прямо скажем, так себе - не стал событием и на широкий экран не вышел. Но там играл отец Юры, замечательный актер Олег Борисов, это была его последняя роль в кино. А вторую главную роль - Фауста, соблазняемого Мефистофелем, - сыграл Юра Посохов. Посохов - человек балетный, он в фильме и танцевал, и играл тоже. Потом уехал в Америку, танцевал в труппе балета Сан-Франциско. И когда ему дали в театре самостоятельную постановку, он вспомнил обо мне и позвонил. - Почему танцовщику доверили ставить балет? - Не вечно же ему танцевать - Посохов уже к сорока приближается и, по-моему, дотанцовывает последний сезон. А в театре Сан-Франциско он уже вторую постановку готовит. Тогда ему Магритт в душу запал; он решил по мотивам его картин сделать балет. Попросил меня кусочки киношной оркестровой музыки развить до одноактного балета. Ну, я развил. Получился такой сюрреалистический взгляд на Бетховена: Бетховен изломанный, изорванный в клочья. В двухтысячном году в театре St.-Francisco Ballett был поставлен. - А тебя позвали в Сан-Франциско на премьеру? - Как же, обязательно. В первый раз выехал за границу. Люди обычно знакомство с заграницей начинают со столиц бывшего соцлагеря: Прага, Варшава... А я сразу в Калифорнию попал. Ничего такого не ощутил, никакого культурного шока. Оркестр в театре состоял из одних китайцев. Там только один афроамериканец на фаготе играл, и англичанин - на рояле. - И кто дирижировал? - Некто Эмиль Деку, он дирижер сан-францисского театра. Я там посмотрел первые три спектакля. Предполагалось, что балет сразу сойдет со сцены: это был вечер дебютов молодых балетмейстеров, никто ничего особого от них не ждал. Но два балета сошли быстро, а "Магриттомания" шла еще целый сезон. И даже два раза прошла в "Ковент-Гарден". - Балет бессюжетный? - Совершенно бессюжетный, и даже не по конкретным картинам. Там действуют характерные персонажи, "магриттистые" такие люди в котелках, женщина с завязанным лицом, как с картины "Любовники". В Сан-Франциско ее танцевала потрясающая китаянка. Кто будет танцевать в Большом - не знаю. - В Большом театре ты попал в хорошую компанию: Пярт, Бернстайн... - Да я и в Сан-Франциско попал в неплохую. Был там один известный композитор из Лос-Анджелеса, сильно пьющий. Я, кстати, тогда еще на него удивлялся: как-то нетипично для Америки. Интересная у него музыка была. А третий балет был поставлен на трио Чайковского. Здесь, в Большом, подобралась сильная команда балетмейстеров: Раду Поклитару, Ратманский и Юра Посохов. - Помнится, когда заказали тебе балет, потом были сложности с выплатой гонорара. Просто позвонили из Сан-Франциско и сказали: "Срочно пиши балет, за неделю" и не прислали договора. - Да, договора никакого не было. Американцы заплатили за партитуру тысячу баксов, потом оплатили мне дорогу и жилье в Сан-Франциско. Но я не обижаюсь: я для них был абсолютный кот в мешке, какой-то русский, не известный никому. Продолжения не предполагалось, да я и не ждал от них ничего. А когда оказалось, что балет прошел много раз, возник вопрос об авторских отчислениях с каждого спектакля. В Америке же нет закона об авторских правах! Есть только приватные договоренности - как договоришься, так и будет. И речи нет об авторских процентах со сборов. Они предлагали мне какие-то смехотворные суммы. А я ведь договариваться не умею, в юридических тонкостях не разбираюсь. Напустил на них моего друга Костю Учителя, он в этом деле подкован. Учитель из них выжал по сто пятьдесят баксов за спектакль. А вначале они предлагали пятьдесят. - Возмутительная система! Как же так, авторское право признается во всем мире... - А в Америке - нет. Знаешь, как там интересно? Например, ставят мюзикл на Бродвее. Человек получает символические деньги за первые спектакли. Если мюзикл удержится на сцене и будет идти дальше, плата растет. Но суммы каждый раз определяются по предварительной договоренности. - Да, с американцами нашим людям приходится держать ухо востро. - Так влетел недавно Леня Десятников, когда обговаривал суммы за музыку к спектаклю Камы Гинкаса в Бостоне. Они ему говорили: "У нас сам Филипп Гласс столько получает". А что Гласс? У Гласса музыки много - он человек простодушный, по-честному пишет партитуру, у него симфоний много. Но они все одинаковые - не то чтобы похожи, а просто одна и та же музыка. Так, конечно, можно согласиться получать по двадцать пять долларов за спектакль. - Кто-то из малоизвестных англичан-композиторов сострил, что авторы меряют свои сочинения на минуты. Никто ведь не скажет: "Я написал фортепианную пьесу". Скажут: "Написал пьесу на двенадцать минут". И получают деньги за минуты. - Это раньше так было, при "совке". Платили в кино поминутно. А теперь договор заключают с композитором на определенную сумму, за весь фильм. - Значит, теперь авторам нет смысла растягивать музыку? - Никакого. Раньше за каждый вариант, каждую вариацию платили отдельно, как за самостоятельный материал. Изменишь ноту, подправишь оркестровку - и готово, получай денежки. А сейчас смысла нет. Недавно я здоровый фильм записал. Он еще не вышел на экраны, выйдет в октябре. Называется "Конвой PQ17". Это про морской конвой, что сопровождал в войну транспортные суда из Исландии в Архангельск. Снял его шикарный парень - Саша Котт, ученик Хотиненко. Он получил кучу международных призов за свою дипломную короткометражку. Все призы, какие есть, похватал. - Сколько у тебя фильмов? - Этот - седьмой. Я в девяностые много имел дела с "левыми" фильмами - такими, которые потом никто не видел. Например, написал музыку к режиссерскому дебюту Бори Невзорова "У кота была собака" - детектив средней паршивости, шел по НТВ раз пять. - Ты до сих пор живешь за Зеленогорском, телефон перманентно отключен, мобильника у тебя нет. Уходишь в отрыв от цивилизации? - Мобильник я не держу принципиально. Не хочу, чтобы меня доставал всякий, кто захочет, где бы я ни был. - Однако деятельность твоя расширяется, соответственно множатся контакты. Как ты намерен их поддерживать? - По телефону домашнему, его вполне достаточно. Сейчас, кстати, я делал еще сериал на НТВ, называется "Преступление в стиле модерн". Документально-игровой детектив, его Лева Лурье ведет. Написал к нему много таперской музыки по типу той, что в дореволюционных кинотеатрах под немые фильмы играли. - А еще ты участвуешь в ежегодных "Дельфийских играх", которые устраивает Институт Про Арте... - Да, всегда в них участвовал, но в этом году - нет. Там надо было вокальную музыку писать, а я вокальную не пишу. Но я там был как слушатель: концерты получились исключительно высокого качества. Гриша Корчмар шикарную вещь написал: там такая идея богатая была, абсолютно мартыновско-екимовская (московские композиторы Владимир Мартынов и Виктор Екимовский. – ГАЗЕТА). Пущенный в "ракоходе" (то есть от конца к началу) и переинструментованный "Евгений Онегин" Чайковского. Получается, что и текст в "ракоходе" - и вышла такая национальная тувинская опера, со взлетами, тот же Чайковский, только наоборот. Я очень завидовал, что не мне в голову эта идея пришла. - И кто бы мог подумать, когда тебя отчисляли из консерватории, что когда-нибудь твой балет поставят в Сан-Франциско, потом в Большом... - Так отчисляли всех приличных людей. Бориса Чайковского, Пярта, Тищенко многократно отчисляли, Копытько... Меня отчисляли бесчисленное количество раз. Не всегда, правда, отчисление доводилось до конца. А до того меня из училища отчисляли два раза. Так я училище и не закончил. - Еще бы - ты же вообще на лекции не ходил, даже на гармонию... - А зачем на нее ходить? Я все про нее знаю. Знаю, что доминанте предшествует кадансовый квартсекстаккорд - и больше ничего про нее знать не нужно. Белов преподавал нам современную гармонию. Как я понял, принцип современной гармонии заключается в одной фразе: каждый аккорд может быть любым. И за ним может идти любой. И зачем я должен был на это ходить к восьми утра? У нас еще физкультура была на Гражданской улице: в восемь утра, зимой, ехать туда из общежития на Зенитчиков. Мыслимо это?.. - Ты лучше расскажи, как тебя отчисляли по политическим мотивам... - Там много всего напластовалось. У нас с Копытько концерт был авторский в ДК Ленсовета. О нем "Голос Америки" объявил. Еще мы в композиторском клубе Кейджа слушали, кто-то на нас стукнул, вызвали на партбюро и выгнали. Меня в армию забрали, Копытько освобождение получил по здоровью и потом восстановился. А я снова поступал на первый курс. - Так ты не попался с той группой, что в синагогу ходила? - А что мне-то в синагоге делать? Но это при мне было. Громкая история была, кровавая. Они потом все уехали; их человек пять было, ходили в синагогу - Новый год, что ли, справлять... - А потом еще ловили тех, кто к Никольскому собору ходил. - Да, кто-то пел там в церковном хоре. Тогда за это гоняли. Я сейчас ездил в Вологду, наткнулся там на декана хорового факультета в училище - он тоже был выгнан из-за этого. - А как тебя в Вологду занесло? - Так я уж четвертый год езжу с лекциями: Вологда, Псков, Новгород, Тверь. Читаю о современной музыке, от середины ХХ века и до наших дней, от Института Про Арте. Раньше никогда в этих северных городах не был, и мне там очень нравится. Псков - бешеной красоты город, Новгород - тоже роскошный. У нас большой лекционный курс, рассчитанный на несколько лет. Платят прилично, из этого и складывается мой постоянный доход. - Я-то думала, ты сочинением зарабатываешь... Но ты ведь еще в Берлин ездил, на исполнение своего симфонического опуса. В историю там влип, пиджак с гонораром потерял... - Я там успех имел, между прочим, большой. Написал концерт для скрипки и виолончели с оркестром, называется "Семь остановок в Юго-Восточной Азии". Такая ориентальная музыка. Знаешь, у Айвза есть "Three places in New England", у нас переводится как "Три остановки в Новой Англии". Что неправильно: Айвз имел в виду все-таки не остановки, а именно места. А я взял обратный перевод, получился такой музыкальный дневник воображаемого путешественника - по Цейлону, по Таиланду. Я очень этой музыкой увлечен. В этом году собираюсь этот концерт загнать на закупочной комиссии. Играл Ролдугин, и очень неплохо; дирижировал Саша Сладковский, а на скрипке играла Оля Рексрот. Для нее, собственно, и заказывался концерт. Со мной, как всегда, договаривались о гонораре изустно, потом получил половину. А пиджак потом нашли, и деньги в нем оказались целы. Но в Большом дело серьезно повели: разговор сразу начался с договора, мне его по факсу прислали. И там было обговорено даже то, сколько поездок в Москву мне будет оплачено. В первый мой приезд поселили меня в "России", но я попросил, чтобы больше туда не селили - там в номере даже розетки нет, а я по ночам привык чай пить. В "России" после того грандиозного пожара ликвидировали все розетки. Самая большая гостиница в Европе, говорят. Меня там в первый же день садануло током - от крана, я едва кости собрал... Вода не сливалась в унитазе, телефон не работал, ничего не работало! Зато самая большая в Европе. Пока до конца коридора дойдешь, две сигареты выкуришь. И Кремль из окон виден. Из провинции в БерлинЮрий Красавин родился в 1953 году в Харькове. Учился в Краснодарском, затем в Ленинградском музыкальном училище имени Римского-Корсакова в классе Галины Уствольской. Окончил Ленинградскую государственную консерваторию в 1986 году (класс Александра Мнацаканяна). Преподавал в детской музыкальной школе в Ленинградской области. В 1999 году удостоен премии Международного конкурса композиторов имени Прокофьева. В том же 1999 году прошла премьера его балета «Магриттомания» в оперном театре Сан-Франциско (балетмейстер-постановщик Юрий Посохов). В 2003 году в Берлине состоялась премьера концерта для скрипки и виолончели с оркестром «Семь остановок в Юго-Восточной Азии». Среди сочинений: «Новгородский концерт» для фортепиано в четыре руки, оркестровые пьесы, пьесы для камерных ансамблей, четыре фортепианные сонаты, множество фортепианных сочинений, пьесы для детей, музыка к кинофильмам, телефильмам и драматическим спектаклям. Современные русские композиторы: Леонид Десятников, Виктор Екимовский, Юрий Красавин, Владимир Мартынов, Арво Пярт, Галина Уствольская |